Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - Детский сад №51"

Адрес144005, Московская область, Электросталь, Пушкина, д. 26, корпус №1

Контакты администрации

Семинар "Создание предметно-развивающей среды с учетом развития речи дошкольников»

25 марта 2021 г. был проведен семинар «Создание предметно-развивающей среды с учетом развития речи дошкольников».

С вступительным словом выступила зам.зав.по ВР Белоусова И.В.: Познавательно-речевое направление – это основа для полноценного развития личности каждого ребенка. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Развитие и коррекция речи является одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ, и одним из важных условий в речевом развитии дошкольника отводится предметно развивающей среде. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

В соответствии с ФГОС ДО среда должна быть:

· Содержательно-насыщенной: должна соответствовать возрастным возможностям детей и ОО Программы.

· Трансформируемой: предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей

· Полифункциональной: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; наличие в группе предметов не обладающих жестко закрепленным способом употребления; наличие в группе различных пространств для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих различные виды активности детей

· Доступной: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, исправность и сохранность материалов и оборудования.

· Безопасной: предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

20210301_135615.jpg

20210301_143111.jpg 20210301_143224-1.jpg

Затем слушали выступление учителя-логопеда: Ануфриеву С.А. Ануфриева С.А. – «Роль предметно-развивающей среды в познавательно-речевом развитии ребенка, принципы построения развивающей среды в группе». «В пустых стенах ребенок не заговорит» – Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги должны думать в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Предметно - развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно - развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

Принципы построения развивающей среды в группе.

1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».

2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».

3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».

4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу, например. в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», «изодеятельность».

20210301_133705.jpg

Слушали учителя-логопеда Мухину И.В.«Основные составляющие речевой развивающей среды»

На основе анализа психолого-педагогических исследований в качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения мы выделяем следующие:

1.речь педагога дошкольного образовательного учреждения;

2.методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

3.специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность.

В исследованиях лингвистов и педагогов представлены следующие качества речи педагога дошкольного учреждения, характеризующие ее культуру:

1.Правильность, т.е. соответствие речи языковым нормам.

2.Точность, т.е. соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

3.Логичность, т.е. смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли..

4.Чистота, иначе говоря, отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. 5.Выразительность, особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6.Богатство, иначе говоря, умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

7.Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Подбор методов и приемов, а также оборудования напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Определяющим моментом организации речевой развивающей среды в каждой возрастной группе является педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Проблему речевого развития, поможет разрешить грамотно организованная предметно-развивающая среда группы. Ведь обстановка группы, позволяет предусмотреть чередование непосредственно образовательной, совместной и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровье сбережению.

20210301_134408.jpg

СЛУШАЛИ:

воспитателя Шингалееву М.В. – «Зонирование и динамичность предметно-развивающей среды»

Предметно-развивающая среда — это пространство, которое побуждает ребенка к развитию и предлагает ему возможности для этого развития. Каждый предмет, каждая деталь обстановки, в которой воспитываются дети, либо способствуют росту (интеллектуальному, эмоциональному, творческому).

Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

В помещении группы должны быть созданы следующие функциональные зоны:

1. Зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий);

2. Зона познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений);

3. Зона самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания);

4. Зона двигательной активности (спортивные игры, соревнования);

5. Зона настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры);

6. Зона экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов);

7. Зона для отдыха (уединение, общение).

Зоны должны быть разграничены между собой (мебель, столы, мольберты, но 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей. Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей. «Тихие» и «шумные» центры разнесены, чтобы дети не мешали друг другу. Материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность детей, должны быть включены во все центры. Материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность должны быть представлены в достаточном количестве. В зонах для чтения,

прослушивания музыки, отдыха должно быть достаточно «посадочных мест». РППС в группе должна быть организована так, чтобы воспитатель мог одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров. Все материалы должны находиться на уровне глаз ребенка.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса.

 

Дата публикации — 25.03.2021
Автор — Белоусова И.В.